1. Дом Юдиной. Одним из самых красивых и интересных зданий не только на улице Красноармейской, но и в Челябинске, является бывший особняк, якобы принадлежавший прачке Юдиной. Этот одноэтажный деревянный дом был построен в начале 1900-х гг. И фактическим владельцем его был промышленник Лоренсов, владелец керамического завода. В «Памятной книжке Оренбургской губернии на 1913 год» указано, что потомственный дворянин Всеволод Васильевич Лоренсов проживал на улице Солдатской (ныне улица Красноармейская) в доме Юдиной. А из архивных документов известно, что во дворе этого дома у Юдиной была прачечная. Одноэтажное здание рублено из брёвен, перевязанных в «лапу», и поставлено на невысокий цоколь, сложенный из «дикого» камня. Цоколь на уличном фасаде облицован белым камнем. С северной стороны к дому примыкает высокая брандмауэрная стена, выступающая своим торцом за линию его уличного фасада. Объём дома выстроен «глаголем» с сильно вытянутым в глубь участка узким задним крылом, образующим с южной стороны единую линию фасада. Наиболее выразительно объёмно-пространственное решение передней части дома, акцентированной тремя высокими, массивными квадратными в сечении башнями, имеющими кубоватые покрытия. За центральной башней над крышей здания возвышается прямоугольный световой «фонарь», обеспечивающий естественное освещение вестибюля в доме.
2. Народный дом - старейшее общественное учреждение города. Здание построено в 1903 году по инициативе челябинского уездного комитета попечительства о народной трезвости для организации досуга горожан на средства Оренбургского губернского комитета (10 тыс. руб.) и добровольные пожертвования (25 тыс. руб.) Основной взнос в 24 тыс. руб. пожертвовал крупный золотодобыдчик и купец А.А. Чикин, который владел 66 золотыми рудниками. Участок для строительства на Южной площади (ныне пл. Революции) был безвозмездно предоставлен городскими властями. Проект здания бесплатно разработал пермский архитектор Рудольф И. Карвовский. Отделка фасадов была выполнена из уральского тесаного гранита с использованием кованого металла (фонари, ограждения лестниц, парапеты) с высоким качеством, что обеспечило долгую сохранность зданию. Народный дом открылся в ноябре 1903 года. В 1921 году народному дому было присвоено имя С.М. Цвиллинга. В здании разместился Челябинский драматический театр. В 1934 году здание реконструировано специально для размещения городского театра. В ходе реконструкции изменилась планировка здания, вместимость зрительного зала увеличилась до 650 мест (главным образом за счет боковых лож). В ходе последующей реконструкции в 1944 году была разобрана входная лестница — был организован вход в цокольный этаж, где располагались гардеробы, буфет, курительные и туалетные комнаты. (Оригинальная форма лестницы была восстановлена в 1986−1988 годах). С 1982 года в здании располагается Челябинский театр юных зрителей, который с 2011 года носит название Челябинского молодёжного театра.
3. Здание чаеразвесочной фабрики Товарищества «Преемник А. Губкина А. Кузнецов и Ко». Первоначально предприятие организовал пермский купец 1-й гильдии А.С. Губкин. В 1881 г. оно перемещается в Москву. После смерти А.С. Губкина в 1883 г. дело продолжает его внук А. Кузнецов, который и основывает в 1891 г. указанное товарищество. Челябинск привлек внимание хозяев компании по вполне понятной причине – после постройки Транссиба и железнодорожной ветки на Екатеринбург и Пермь, город становится важным логистическим центром, расположенным вблизи узловой железнодорожной станции. Чай из Китая проще было доставить по железой дороге, чем везти караваном. В 1904 году уже было построено новое здание. В «Раскладочной ведомости» на 1905 год значилось: «Каменный 2-х этажный дом, в верхнем этаже в 4 комнаты помещается чайная развесная и в нижнем этаже 4 комнаты помещается контора. При доме каменная в 2 комнаты электрическая станция». Для автономности существования руководство товарищества организует собственную электростанцию. Постепенно товарищество скупает практически четверть квартала – за ним числятся смежные усадьбы, располагавшиеся по Азиатской (Елькина), Михайловской (К. Маркса) и Оренбургской (Васенко) улицах. Обороты чайной торговли росли, требовалось расширение производственных площадей. В 1911 г. Товарищество получает разрешение на расширение каменной развесной как в ширину, так и в верх, до 3-х этажной, площадь дополнительной застройки – 405 кв. сажен (1 сажень = 2,13 м, соответственно, квадратная сажень – 4,54 кв.м). В «Раскладочной ведомости» на 1916 г. значится «каменный трехэтажный дом, приспособленный под развесную». В 1914 г., с началом Первой мировой войны, в Челябинске базировался 163-й пехотный полк. Располагали его в основном по частным домам. В числе прочих, под размещение нижних чинов был занят один этаж развесной товарищества А. Кузнецова. План этажа, составленный при размещении солдат, выявлен в архиве. В этом помещении было размещено 800 человек солдат 163-го пехотного запасного полка. На остальных площадях, очевидно, продолжалась работа. Это одно из немногих зданий промышленной архитектуры в нашем городе. Если говорить о доступных для широкого обозрения, то таковых, кроме чаеразвески Кузнецова, три: элеватор, электростанция и здания Казенного винного склада (ликеро-водочный завод, он же «Казак уральский»). Это большое красивое здание является частью истории Челябинска, истории чайной торговли России. А чайная торговля, это, наверное, единственное, чем мы хоть как-то вписываемся в пресловутый «Великий шелковый путь». Здание представительное. Даже в нынешнем состоянии.
4. Здание бывшего реального училища. В Челябинске подготовительные работы к открытию реального училища начались в 1897 году, но открыть его удалось только через 5 лет, в октябре 1902 года, располагалось оно в общественном доме по ул. Ивановской (ныне ул. Труда. Дом с адресом ул. Труда, 94 снесен в 1985 году, он находился напротив магазина Стахеевых, в советское время более известном как табачная фабрика). Почти сразу же встал вопрос о новом здании для училища. Под строительство был выделен участок на юго-западной окраине города (фактически за городом) по ул. Садовой (сейчас ул. Красная). Изначально для челябинского училища планировалось скопировать задние 3-го реального училища Санкт-Петербурга (сейчас гимназия N 155). Петербургский оригинал был построен в 1885-1887 годах по проекту архитектора А.Ф. Красовского, его отличали удобство и рациональная планировка. Но в итоге здание Красовского послужило архитектурной основой, на основе которой архитектор Владимир Николаевич Чаплиц сделал собственный проект. С 1899 года Чаплиц выполнял обязанности инженера-строителя и архитектора по сооружению и проектированию учебных зданий Оренбургского учебного округа (до революции территория современной Челябинской области входила в Оренбургскую губернию), на его счету здания учебных заведений в Миассе, Верхнеуральске, Симе, Троицке. Строительство нового здания велось с 1904 года, подрядчиком был городской голова Александр Францевич Бейвель. По предложению городской думы сразу выполнили отделку только первых двух этажей, а третий был оставлен "до возникновения потребности". Однако после ввода в эксплуатацию в октябре 1905 года выявилось неудобство текущего положения вещей и третий этаж пришлось доделывать, поэтому датой окончания строительства считается 1907 год. Внешний архитектурный облик здания исчерпывающе описан в статье Е.В. Пономаренко - Особенности "красно-кирпичного" стиля на Южном Урале: Здание трехэтажное, имеет "Ш"-образный план. Главный фасад симметричен с тремя ризалитами. Нижний этаж отделен горизонтальной тягой по всему периметру здания. В простенках тягой разделены и верхние два этажа. В ризалитах эта тяга заменена прерывающейся лентой сандриков. Здание венчает профилированный карниз с лентой орнамента из арочек под ним. В центральном ризалите карниз усложнен маленькими кронштейнами. Главный вход располагается в центре среднего ризалита и акцентирован балконом в следующем этаже. Проем входа завершается аркой с архивольтом. Окна первого и второго этажей центрального ризалита с лучковым завершением. В верхнем этаже использованы более высокие окна с полуциркульным завершением, архивольтом и замковым камнем. Под этими окнами находятся прямоугольные филенки. Фасад центрального ризалита разделен лопатками, которые в первом этаже имеют руст. В верхней части здания лопатки украшены накладными вертикальными лентами, которые заканчиваются раскреповкой карниза. Центральный и боковые ризалиты венчают аттики, повышающиеся к центру. Немало сведений о реальном училище и вообще о жизни челябинцев начала XX века можно почерпнуть из воспоминаний Юрия Либединского под названием "Воспитание души". Цитата: "Трехэтажное красное здание реального училища ... в то время это было одно из самых больших зданий в Челябинске. Оно находилось тогда за городом, и широкий двор его примыкал к опушке соснового леса". Здание действительно было по тем временам огромным - практически вся застройка в городе была не выше 2 этажей. По размеру из нецерковных зданий со зданием реального училища был сопоставим разве что построенный незадолго до этого Народный дом (ныне Молодёжный театр).
5. Александро-Невская церковь. Церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского была заложена 22 июня 1907 г. на месте бывшей недостроенной Александровской часовни (в память об убитом императоре Александре II). Предложение о перестройке часовни поступило от Оренбургской консистории в 1894 г., однако сбор средств на строительство этой церкви начался только в 1899 г. после разрешения мещанским обществом Челябинска. Деньги на постройку жертвовали многие организации и частные лица, а также государственные деятели, в их числе император Николай II и Челябинская городская дума. Самое крупное пожертвование сделал челябинский мукомол М. П. Архипов. Церковь была построена в 1907-1911 годы по проекту московского архитектора А. Н. Померанцева. Главный престол был освящен 4 декабря. 1911 г., а из 2 алтарных приделов до революции достроен и освящен 29 марта 1915 г. только 1 – южный, во имя Святого Николая Чудотворца. Всего на строительство церкви Александра Невского было потрачено 60 тысяч рублей. Церковь 1-этажная, с подвалом, 13-главая из красного кирпича. Имеет продольно-осевое композиционное построение. К объему собственно храма с запада примыкает небольшая, прямоугольная в плане трапезная, соединяющая храм с колокольней. Ядро композиции – 4-столпный храм с развитой алтарной частью и значительной выступающей полукруглой апсидой (закругленная часть помещения). К объему храма примыкают прямоугольные в плане северный и южный приделы с собственными небольшими полукруглыми апсидами со своими алтарями. Объем четверика завершен мощным световым барабаном с куполом, увенчанным крупной маковичной главой. Четыре небольших главы на высоких 2-ярусных барабанах установлены на углах четверика. Центральные оси алтарной части храма и приделов акцентированы шатровыми завершениями на 8-гранных барабанах, увенчанных небольшими главами на шейках. Аналогичные завершения имеются на небольших объемах входов в приделы на северо-западной и юго-западной осях и над боковыми объемами прямоугольного в плане 2-ярусного основания колокольни. Церковь богато украшена кирпичным декором в неорусском стиле. Колокольня церкви 3-ярусная, шатровая, 2 верх. яруса решены как “восьмерик на четверике” с шатровым завершением и луковичной главкой. Росписи внутри храма были выполнены художниками мастерской В. И. Ощепкова. Темы сюжетов – канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. 4 марта 1930 г. во время антирелигиозной кампании храм был закрыт распоряжением Челябинского горсовета. Со здания церкви сняли кресты, купола, шатер колокольни. В начале 1980-х гг. было принято решение о передаче здания бывшей церкви областной филармонии. В 1985–86 годы проведены ремонтно-реставрационные работы: авторы проекта реставрации арх. Л. Н. Ненаглядкин (Москва), А. А. Корнилицын (Челябинск), главный архитектор проекта К. И. Гусаров. Зданию, переоборудованному под Зал камерной и органной музыки, возвращен первоначальный внешний вид. В 1987 г. немецкой органостроительной фирмой “Hermann Eule” здесь был установлен концертный орган. В настоящее время здание церкви Александра Невского вернули РПЦ.
6. Особняк Хованова. Хозяином особняка был Дорофей Филиппович Хованов (1858–22.05.1910), который имел склады лесных материалов. На улице Оренбургской (нынешняя Васенко) у Хованова была целая усадьба с несколькими деревянными домами и конторой. К 1908 году там был построен каменный двухэтажный дом, где внизу 12, а вверху 14 комнат. В 1911 году указан уже каменный двухэтажный дом в 24 комнаты (количество комнат в оценочных налоговых документах обычно указывалось по одному этажу, а не в целом по дому). Здание замечательное - в Челябинске это не единственный, но самый яркий памятник так называемого "кирпичного стиля", а в жилой архитектуре, пожалуй, что и единственный. К кирпичному стилю относят неоштукатуренные здания, декорированные с помощью полихромной плитки (или кирпича), терракоты, изразцов, либо же за с помощью фигурного кирпича. У нас таких зданий действительно очень немного, самые яркие после дома Хованова, пожалуй, здания чаеразвески Кузнецова и электростанции, но это уже промышленная архитектура. Причем в случае с домом Хованова мы имеем дело с очень буйной эклектикой, воплощенной в кирпиче - мотивы взяты из средневековой русской архитектуры, классицизма, барокко, неорусского стиля и, разумеется, модерна. Все это тщательно перемешано и получилось очень неординарно. Причем эклектично настолько, что даже такие функцинально близкие вещи как двери и проездные ворота оформлены совершенно разностилево. Внучка Дорофея Филипповича (т.е. дочь Геннадия Дорофеевича), которая до последнего времени жила в Миассе, вспоминала, что дом достраивался уже после смерти деда (он упал с лесов, повредил легкие, от чего и умер, "повреждение легких" - записано в метрической книге). Завершал работы уже его сын Геннадий (1880-1956), который перенял дело отца, но почти сразу же столкнулся с финансовыми трудностями. Он начал сдавать часть своего дома в аренду. В конце концов дом перешёл к городу.
7. Особняк Архипова. Красивый особняк на углу Скобелевской (ныне ул. Коммуны) и Оренбургской (ныне ул. Васенко) возведён, скорее всего, в 1911 году. К 1913 году к этому дому были пристроены ещё помещения к востоку на улице Скобелевской и к северу на ул. Оренбургской. В результате, в 1916 г. за Архиповым М.П. записан полукаменный дом уже в 24 комнаты с оценкой в 15 тысяч рублей. На открытке 1913 г. хорошо виден особняк Архипова с башенками наверху. Но уже на фото 1920-х годов никаких надстроек на крыше этого здания нет. Здание было построено без определенного стиля, что очень характерно для конца XIX – начала XX века, когда в ходу были очень эклектичные (то есть смешанные, разностилевые) архитектурные решения. Дом на углу Оренбургской и Скобелевской — один из наиболее интересных в архитектурном отношении памятников истории и культуры в Челябинске. Архитектурные особенности бывшего особняка Архипова подробно описаны в энциклопедии «Челябинск» архитектором Ольгой Астаповой и публикациях доктора искусствоведения Н.М. Шабалиной. Дом в стиле позднего модерна, построен «глаголем» (Г-образной формы), со скошенным юго-западным углом, ориентированным на перекресток. Здание двухэтажное, оштукатурено, первый этаж кирпичный, второй – деревянный. Кровля металлическая, сложной формы. Над карнизом, соответственно пилястрам, располагаются фигурные парапетные столбики с завершением в виде волюты, между которыми – металлическая кованая ажурная решетка. Принцип композиционного решения уличных фасадов – центрально-осевая симметрия. Подчеркнута архитектурная декорация на уличных фасадах: угол, центральный и фланговые участки фасадов на 2-м этаже выделены вертикальным членением по всей высоте с колоннами, имеющими лепные композитные капители. Скошенный угол акцентирован балконом с металлической ажурной кованой решеткой. Первоначально под ним располагался вход на первый этаж. Над венчающим карнизом – массивные аттики, завершенные крупными белокаменными вазонами. Здание завершает карниз с широкой выносной частью и гладким фризом, первоначально нижняя часть карнизной плиты имела лепной орнамент. Стены первого этажа на уличных фасадах рустованные. Пилястры в простенках между окнами второго этажа декорированы штукатурными «кистями». Окна высокие, прямоугольные с лучковым завершением, на первом этаже обрамлены рамочными штукатурными наличниками, на втором – тонкими профилированными сандриками. Над окнами помещены изящные лепные венки, а под подоконниками – цветочные гирлянды. По первому этажу выполнены обрамления окон и дверных проемов с декоративными перемычками с оригинальными замковыми камнями. На южном фасаде – вход на второй этаж и широкий проем, который первоначально использовался в качестве проезда, ныне – широкое окно. Дворовые фасады декорированы значительно проще. Северный торец здания решен симметрично и имеет в центре балкон, наличники на окнах второго этажа повторяют обрамления окон на уличных фасадах. На остальных фасадах окна в рамочных наличниках простой формы. Планировка этажей построена по принципу коридорной системы. На второй этаж ведут две лестницы с металлическим кованым ограждением: парадная (в южном крыле) и «чёрная» (в северо-восточном углу дома), на площадках лестниц сохранилась метлахская плитка. Второй этаж был «парадный», первый — хозяйственно-жилой. Соответственно, вход с улицы вел сразу на второй этаж, а вход со двора — на первый. На втором этаже комнаты по западной стороне образовывали анфиладу, будучи соединены между собой внутренними дверями, при этом имелись двери из каждой комнаты в коридор (из одной даже двое дверей ведут в коридор). Восточная линия комнат имела входы из коридора. На втором этаже, в трёх центральных комнатах, на потолках сохранилась раскрашенная декоративная лепнина. Широкие орнаментные фризы и большие плафоны отличаются сложным, изысканным рисунком, в котором преобладают растительные орнаменты. Особой насыщенностью выделяются лепные фризы в угловой комнате. В скошенном углу над окном расположена ниша для иконы. В одной из комнат на потолке есть симметричные живописные композиции, изображающие пейзажи в различные времена года. На обоих этажах сохранились угловые печи сложной формы, облицованные рельефными изразцами, в угловой комнате – с барельефной композицией. Печи топились из коридора. Печь обычно обогревала две смежные комнаты. Рядом с входной дверью, со стороны ул. Скобелевской (Коммуны) раньше был широкий арочный проезд во двор. Для перекрытия проезда были использованы оригинальные конструкции «своды Монье». Сейчас на его месте коридор, который и позволяет, войдя с улицы Коммуны пройти в помещения 1-го этажа. К сожалению, ни архитектор, ни автор росписей достоверно пока не установлены. Можно предположить, что проект дома подготовил Аркадий Андреевич Федоров – один из самых известных архитекторов Челябинска тех лет. Он как раз в это время сделал несколько проектов – здания пассажа Яушевых (нынешняя картинная галерея, музей изобразительных искусств) дома Данцигера (ул. Пушкина, 1), зданий Красных казарм (бывшее автомобильное училище). Так что он вполне мог выполнить и проект дома Архипова, но никаких документальных подтверждений этому нет.
8. Магазин Валеева. Как отмечает историк Г.Х.Самигулов, ещё в 1908 г. на том месте, где находится здание магазина «Лебедь» (бывшая «Молодежная мода»), располагались два двора: сестер Рыловых (Елизаветы и Марии Андреевны) и потомственной почетной гражданки Антонины (Антониды) Ивановны Грибушиной. Вскоре усадьбу у сестер, Марии и Елизаветы, покупает троицкий купец Мухаметжан Фазылжанович Валеев и строит в 1909-1911 годы «каменный 2-х этажный магазин», а Антонида Грибушина строит в это же время каменный корпус, в котором помещаются «магазин о 4-х отделениях, мастерская, кофейная и биллиардная». Как считает Г. Самигулов, возможно, что Валеев, при постройке нового двухэтажного магазина использовал существовавшие постройки – первый, каменный этаж старого дома и «теплый» каменный магазин. Автором проекта магазина Валеева был архитектор (который сам указывал себя как «инженера») А. А. Федоров. Церемония открытия магазина Валеева состоялась 14 октября 1911 года. Магазин был оборудован по последнему слову техники того времени. По некоторым свидетельствам, в его подвальном этаже располагался дизель-генератор, обеспечивавший здание электричеством. Через какое-то время Валеев приобрел магазин Грибушиной. Если угловой одноэтажный дом, который выходит на улицы Коммуны и Кирова (до революции — Скобелевская и Уфимская), это «скорее модерн», то двухэтажный, стоящий по улице Кирова — «скорее эклектика», причем в ее насыщенном, довольно помпезном варианте.
9. Дом Данцигера-Высоцкого. В 1910-1912 годы по проекту инженера Аркадия Андреевича Фёдорова был построен в стиле модерн особняк на углу улиц Сибирской и Мастерской (ул. Труда и Пушкина). Историк Г.Х. Самигулов в 2010 г. писал, что Аркадий Фёдоров окончил Институт гражданских инженеров (бывшее Строительное училище) в начале XX в. Работал инженером путей сообщения на железной дороги, жил в районе станции Челябинск в одном из домов, построенных для служащих Самаро-Златоустовской железной дороги. В декабре 1909 г. А.А. Федоров принял предложение городского головы А.Ф. Бейвеля подготовить проект (нечто типа эскизного проекта) городского водопровода, на основании уже наработанных материалов. С 1 сентября 1910 г. А.А. Федоров был принят на работу Челябинской городской управой с окладом в 3000 руб. в год. Правда, помимо этого, он брался за подготовку проектов и наблюдение за строительством городских школ. Чертежи дома Данцигера подписаны «Инженер Федоров». Яушев также указывал, что проект магазина (пассаж Яушевых в Челябинске) выполнен инженером Федоровым. В 1914 г. Федоров уже работал архитектором в Екатеринбурге. Первый владелец дома на углу улиц Сибирской и Мастерской — врач-стоматолог Соломон (или Семён Григорьевич) Данцигер, член общественного собрания Челябинска. В 1916 году у него этот дом купил Гнихусь Мордухович Высоцкий, по предположению Г.Х Самигулова, родственник владельца чаеразвесочной компании «Высоцкий и Ко». Архитектурно-декоративными доминантами этого здания являются пятигранная полубашня, арочные проёмы окон, шпили. На северном и западном фасадах сохранились барельефные отливки, которые изображают головы крылатых богинь в растительном обрамлении. Есть также изображения древнегреческого бога Гермеса, который считается покровителем торговли. Уцелела и декоративная отделка интерьера здания. В кабинете, гостиной и столовой потолки украшены широкими лепными бордюрами. Сохранились и двуполые двери с накладным декором в стиле модерн, встроенные платяные шкафы, изящные латунные ручки дверей.
10. Здание пассажа Яушевых. В конце X{X века Торговый дом «Братья Яушевы» из Троицка приобретает двор на Сибирской улице (ныне ул. Труда). Уже в начале ХХ века на их дворе стояло два двухэтажных каменных дома. Один из них сохранился и сегодня по улице Труда, 92. 17 апреля 1912 года Галеев по доверенности Торгового дома «Братья Яушевы» обратился в Городскую думу: «Желая произвести постройку двухэтажного каменного корпуса-магазина на собственном месте, находящемся по Сибирской улице, дом № …, по проектированному плану инженера Федорова…». Галеев просил разрешить огородить участок для склада строительных материалов, на что была получена одобрительная резолюция думы. 10 октября 1913 года состоялось открытие Пассажа. В то время это был самый большой и современный магазин в Челябинске – с электрическим освещением от собственного генератора, паровым отоплением и подъемными машинами. В пассаже было три отделения: рознично-мануфактурное, оптово-мануфактурное и оптово-галантерейное. Новый торговый дом горожане по праву называли "дворцом торговли". Он стал одной из наиболее видных построек купеческого Челябинска. В октябре 1915 года во время бабьего бунта пострадало несколько крупных магазинов, в том числе и магазин братьев Яушевых. Тогда были разбиты уникальные витрины, которые впоследствии были заменены на решетки с обычными оконными стеклами. Перемены в стране сказались и на работе торгового дома. С 22 октября 1917 г. из-за "недостатка товара и невозможности его приобретения" рознично-мануфактурное отделение было закрыто. В 1948-50 годах, во время реконструкции здания филармонии, ее объем был расширен за счёт внутренних помещений бывшего пассажа. Сверху в западной части здания появилась сценическая коробка концертного зала. 2 февраля 1952 года здесь была восстановлена закрытая в годы войны Челябинская картинная галерея. Здание бывшего пассажа воплотило в себе прогрессивные для периода его строительства принципы архитектурного направления "модерн". Здание кирпичное, Г-образной формы. Главный фасад имеет симметричную композицию. Основная часть фасада занимают два ряда витрин, разделенных поясом. На втором этаже – 7 витрин, на первом – 6. Над центральной витриной расположен аттик, фланкированный лопатками, увенчанными декоративными вазонами. Витрины разделены пилястрами. Над карнизом располагаются декоративные столбики с завершением в виде волюты. Главный вход в здание находится на месте крайней правой витрины, первоначально здание имело три входа. В оформлении южного фасада использованы различные отделочные материалы: аттик и пилястры облицованы глазурованной плиткой бежевого цвета, цоколь и угловые вертикальные части фасада – керамической плиткой темно-синего цвета. Карнизы и выступающие детали на декоративных столбиках оштукатурены и окрашены в бежевый цвет. Северный и восточные фасады – из красного кирпича, не оштукатурены. Южная часть здания (в 2 этажа) занимают бывшие торговые залы, расположенные анфиладой. Внутри сохранились многочисленные элементы художественной отделки интерьеров.