В Челябинской области из памятников истории и культуры федерального и регионального значения к этому периоду относятся 7 зданий.
Дом князей Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске. Катав-Ивановск возник как поселение вокруг железоделательного завода в средине 18 века. Горнозаводская зона возникла постепенно, объединив Катав-Ивановский, Усть-Катавский и Юрюзань-Ивановские заводы и поселения вокруг них. Заводы были основаны двумя Иванами, Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым, но позже они перешли во владение князей Белосельских-Белозерских, которые владели ими вплоть до 1917 года. Внучка Ивана Мясникова Анна Григорьевна Козицкая вышла замуж за князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского. После смерти мужа она покупает еще один завод Юрюзань-Ивановский, и вместе с сыном Эспером они начинают расширять производство (дочери тоже получают свою долю заводского наследства). Управление заводами требовало присутствия на Урале и в 1820 году Белозерские-Белосельские строят в Катав-Ивановске усадьбу. Для Южного Урала дворянские усадьбы крайне нетипичны. Само понятие «усадьба» появилось ещё при Петре I, но оно было распространено, в основном, в средней полосе России. Представляло оно собой имение, доходы в которое шли от сельскохозяйственных работ. Уральские же усадьбы и дома строились вокруг заводов, т.к. освоение Урала началось именно со строительства заводов. На Южном Урале известно всего две усадьбы. Это Белый Дом Демидовых-Расторгуевых и Катав-Ивановская усадьба Белосельских-Белозерских, чудом сохранившиеся до наших дней. Усадьба была первым каменным домом в Катав-Ивановске. Приглашали ли какого-нибудь архитектора из столиц или строили крепостные мастера неизвестно. Но дом построен по всем канонам классической архитектуры. Часто практиковалось, что типовые проекты срисовывались с иностранных чертежей местными мастерами и добавлялись детали по своему вкусу и разумению. Иногда приглашались архитекторы из столицы, осуществляющие надзор за проектами. Рядом с усадьбой был разбит парк с двумя въездными аллеями и цветниками, украшенный Каслинским и Кусинским литьем. Второй этаж дома был украшен ложной аркой, опирающейся на полуколонны. До наших дней внутри дома сохранились потолочные гипсовые тяги и печи, облицованные кафелем. Есть в здании гостиная с мебелью XIX века. Сейчас в этом особняке краеведческий музей, открытый в 1975 году.
Здание бывшего волостного правления в Нязепетровске. Это здание бывшего волостного управления 1827 г. постройки. В свое время здесь заседал волостной управитель, градоначальник, комиссия по призыву в армию. В подвале здания находились камеры для мелкопровинившихся нарушителей правопорядка. В 1977 г. в районе было принято решение создать историко-географический музей и расположить его на первом этаже здания бывшего волостного управления с отделами: природы, истории и быта дореволюционного и современного периодов. Ремонт здания, отопление, освещение выполняли предприятия и организации города. В 1980 году он стал народным. В 1988 году музей перевели в разряд государственных. Были утверждены штат работников и сметы расходов на его содержание. В 1990-е годы музей получил новое направление в своем развитии. Был проведен капитальный ремонт, оформлена новая экспозиция.
Здание госпиталя в городе Касли. Первым этапом строительства каслинского госпиталя можно предполагать середину 1820-х гг., когда с приходом Г. Ф. Зотова в заводе началось активное строительство и, вероятно, был заказан проект госпитального здания. По архивным данным, в 1827 г. лазарет уже действовал. Первоначальная объемно-планировочная структура госпитального здания точно неизвестна. Согласно архивным документам в 1828 г. была произведена достройка первоначального здания. О первоначальной объемно-планировочной композиции и характере ее трансформации в результате перестройки, на основании косвенных данных, точно судить невозможно. В любом случае, учитывая данные архивных документов, можно утверждать, что постройка госпиталя была завершена в 1830 г. Неизвестен также и архитектор постройки, который, вероятно, был связан с управленческими органами, которым подчинялся Каслинский завод. На уральских горных заводах должность архитектора была учреждена только в начале XIX в. в результате горной реформы 1806 г. Строительство в горнозаводских поселениях было выделено в специальную часть горной администрации и было поставлено под руководство и контроль специалистов-архитекторов, в чьи служебные обязанности входила задача не только проектировать, но и утверждать проекты и надзирать за строительством. С должностями архитекторов заводов, как правило, совмещали свои обязанности архитекторы Уральского горного правления и округов. В первой половине XIX в. на Урале работала плеяда талантливых архитекторов – выпускников С.-Петербургской академии художеств (Комаров А.3., Луценко К.А., Подъячев И.М., Малахов М.П., Чеботарев А.П., Дудин С.Е, Тележников Ф.А., Свиязев И.П.), которые привнесли в уральскую архитектуру язык русского высокого классицизма. С февраля 1815 г. архитектором Екатеринбургских заводов, а с 1832 г. – главным архитектором Горного правления, был М.П. Малахов.
Ансамбль заводской площади в Златоусте. Значительным ансамблем позднего классицизма является застройка центральной части Златоуста. Большинство объектов на предзаводской площади были построены с участием архитектора Ф.А. Тележникова, который был главным архитектором Златоустовских заводов (1831-1859 гг.). Ф.А. Тележников использовал наравне со своими и присланные проекты. Построенные в основном в конце 1830-х - начале 1850-х гг. сооружения отражают характерные черты позднего классицизма. Его авторская манера характерна четким композиционным построением, повторением однотипных элементов в различных сочетаниях и скромностью в обработке фасадов. Постройки отличаются строгим построением планов. Фасады почти всегда трактовались как единая плоскость с подчеркнутыми окнами и входом, обработанными архивольтами и сандриками. Сильно выступающие или западающие части отсутствуют. Ансамбль центра Златоуста XIX в. - пример гармоничного сочетания природы и архитектуры на Южном Урале. На данный момент основная историческая застройка размещена на восточном участке исторической площади (бывшая Заводская, Свято-Троицкая, Арсенальная), где вдоль красной линии с юга на север расположены невысокие 2-х -3-х этажные кирпичные оштукатуренные здания элементов объекта культурного наследия федерального значения: Ансамбль зданий оружейной фабрики и здания главной конторы Златоустовских заводов на Свято-Троицкой площади: здание оружейной фабрики, здание арсенала, здание лаборатории, где работал Аносов П.П., чугунная ограда с коваными воротами, здание главной конторы Златоустовских заводов, Оружейная фабрика, Аносовская лаборатория. В 1915 г. здание Арсенала, где находились музейные коллекции, было освобождено от экспонатов и передано под реконструкцию. К настоящему времени прежний Арсенал утерял многие лепные украшения фасада, был перестроен внутри. В конце XX в. (после 1965 г.) здание Оружейной фабрики было надстроено на один этаж. Здание Арсенала было в составе бывшей Златоустовской Оружейной фабрики. Здание Арсенала было построено в 1825-1833-х годах, в стиле позднего русского классицизма. В 1822 г. исполняющим должность архитектора Златоустовских заводов и оружейной фабрики Василием Петровичем Бояршиновым (1798-1832 гг.) был разработан проект каменного Арсенала. В 1822 г. В.П. Бояршинов вернулся в Златоуст из Москвы после пятилетнего обучения в Кремлевской архитектурной команде (1816–1822 гг.). Однако этот проект департамент горных и соляных дел признал «требующим дополнения» и предложил составить новый. К маю 1825 года был утвержден проект петербургского архитектора Департамента Горных и Соляных дел Александра Ивановича Постникова и отправлен в Главную контору Златоустовского горного округа. С проектом горный начальник С.П. Татаринов получил и предписание о строительстве Арсенала. В августе 1825 г. на месте закладки Арсенала был отслужен молебен и строительство начато. Руководил строительством и составлял смету В.П. Бояршинов. Но он не дожил немного до его завершения. Он умер 25 марта 1832 г., а 12 августа 1833 г. было произведено свидетельствование построенного здания коллежским асессором Апсолоном. Достраивалось здание Арсенала под руководством Федора Александровича Тележникова, обучавшегося в Академии художеств (1824-1831 гг.) и назначенного в 1831 году главным архитектором Златоустовских заводов. Каменный Арсенал представлял собой большое двухэтажное здание, на фронтоне до 1918 г. украшенное государственным орлом и арматурами. К северу от Здания Арсенала был построен новый каменный корпус Оружейной фабрики (1831-1839 гг.), выполненный также в стиле позднего классицизма.
Дом Жуковского в Челябинске. Усадьба по ул. Труда, 88 сформировалась в первой половине XIX в., когда ее хозяевами были Жуковские – медик Василий Григорьевич Жуковский и его семья. В 1873 г. двор числится еще за наследниками Жуковского, а в 1880-х годах уже принадлежит Владимиру Корнильевичу Покровскому и указан по улице Большой, которая доходила до реки. То, что сегодня мы называем собственно домом Жуковского – дом с мезонином, был построен в 1830-х гг. сыном В.Г. Жуковского, как флигель. И только в 1860-х гг. постройка с мезонином стала фигурировать как главный дом, а старый дом в шесть комнат стал называться флигелем. Впоследствии старый дом, очевидно, был сломан (не позже начала 1880-х гг.). При Покровском дом (бывший флигель) был облицован кирпичом и удлинен вдоль улицы, со двора пристроена узкая длинная постройка. В 1902 г. В.К. Покровский продал усадьбу английскому акционерному обществу Вильям Миллер и Ко. В начале Первой мировой войны Компания Миллер и Ко продала дом хлеботорговцу М. Архипову. В то время в Челябинске практически вся недвижимость, принадлежавшая иностранным гражданам, сменила хозяев. Разумеется, за время существования усадьба претерпевала изменения. В доме было 9 наружных дверей, 17 внутренних, одна русская печь (в кухне в кирпичном пристрое), 8 голландских и два камина. Дом Жуковского был разобран в 1992 г. Строители значительно расширили и углубили небольшой подвал дома. Сам дом был также в значительной степени перепланирован, теперь в нем вместо девяти больших комнат двадцать шесть (включая подвальные помещения). От старого здания не сохранилось ни одного деревянного элемента декора.
Дом Мотовилова-Пантегова в Челябинске. Южная часть здания была построена до 1841 г. на участке Андрея Андреевича Мотовилова. Позже его достроили до современного вида. Это был доходный дом, помещения которого сдавались внаём. В этом доме с 1871 г. до середины 1880-х годов на втором этаже располагалось Челябинское общественное собрание. Практически первый челябинский клуб. Потомок А.А. Мотовилова – Лев Петрович Мотовилов продал этот дом Евгению Андреевичу Пентегову, который был родом из города Малмыжа (нынешняя Кировская область). Известно, что с 9 мая 1897 г. в этом здании находился «дом трудолюбия». С 26 декабря 1905 г. (по старому стилю) - челябинская биржа. Причиной появления Челябинской товарной биржи была торговля хлебом в особо крупных размерах. В 1911-1912 годы неурожаи в губерниях Сибири едва не привели к банкротству биржи. С 18 февраля 1915 г. - учительская семинария. С 1940 г. по май 1967 г. областной суд.
Дом управителя казённого завода в Сатке. На этом месте до Пугачевского восстания стоял дом главного надзирателя, деревянный, на каменном фундаменте из дикого камня с кирпичом, покрытый тесом, о 2-х этажах. В 1774 г. сгорел. В 1849 году построен казенный дом №1, предназначенный для квартиры управителя Саткинского казённого чугуноплавильного завода. Вероятнее всего построен по проекту архитектора Тележникова. Дом построен в стиле помещичьей усадьбы. Здание каменное двухэтажное, оштукатуренное. Прямоугольное в плане. Фундамент из бутового камня. 1 и 2 этаж разделены лепной тягой. Над окнами 2 этажа – сандрики. Над центральным ризолитом – треугольный фронтон со слуховым окном. Крыша четырехскатная, крытая железом. С восточной стороны здания снесена веранда. Убран балкон с центрального фасада.