В Троицке здание в стиле "Модерн" специально для синематографа построил в 1909 г. купец Андрей Радеев, вложив в стройку все наследство, доставшееся ему от отца - купца первой гильдии Радеева. Кинотеатр «Марс», рассчитанный на 280 зрителей, уже весной 1909 года стал главным культурным и общенародным заведением города Троицка. Он манил к себе троичан и гостей города необычностью волшебного зрелища, возможностью увидеть «живые картинки» о хроникальных событиях в российской державе, игровые фильмы. 27.08.1919 г. на учредительной конференции в зрительном зале кинотеатра «Марс» был избран горком РКСМ. Председателем стал А. Неверов. 5–8 октября того же года, Неверов, в качестве делегата, участвовал в работе II съезда РКСМ. В память об этих событиях в 1940-е годы бывший «Марс» получил новое название - «Кинотеатр имени 30-летия ВЛКСМ». В 1954-1959 годах кинотеатр реконструировали, он стал широкоэкранным, зрительный зал расширился до 540 мест. В кинотеатре стало 2 зала — большой и малый.
Здание первого кинотеатра в Сатке было также построено в начале ХХ века. Первоначально здание принадлежало купцу Алпатову Николаю Алексеевичу. Это здание сразу задумывалось как кинотеатр, поэтому архитектурный облик здания контрастирует по сравнению с соседними зданиями. К сожалению, неизвестны, как точная дата постройки этого кинотеатра, так и название этого кинотеатра. В годы советской власти в здании бывшего кинотеатра располагались в разный период времени пряничная, кондитерская, парикмахерская, рентген.
В начале ХХ века Челябинск начал бурно строиться. Строительный бум захватил и Александра Францевича Бейвеля, одного из наиболее известных общественных деятелей дореволюционного Челябинска, доктора медицины, городского головы Челябинска в 1903—1911 годах. В 1902 г. А.Ф. Бейвель очень хорошо заработал на строительстве казённого винного склада – около 40 тысяч рублей. К 1907 году он приобрёл три земельных участка в 27 городском квартале, это между нынешними улицами Кирова, Коммуны, Елькина и пр. Ленина. На участке, находящемся на улице Уфимской (ныне ул. Кирова), он начал строительство двухэтажного каменного здания. К концу 1909 года строительство этого дома было почти полностью завершено. Помещения в этом здании предназначались для сдачи в аренду.
Здание кирпичное (южная стена бутовая) двухэтажное, построено “покоем” с 2 вытянутыми в глубь участка крыльями. Выполнено в стиле неоклассицизма с элементами модерна. Уличный (восточный) и дворовый фасады оштукатурены с рустовкой. Восточный фасад разделен на 3 части по вертикали, завершен прямым аттиком. Вертикальное деление отмечено венчающим и междуэтажным карнизами. По фасаду проходит широкий фриз с филенками. Боковые участки здания, увенчанные башнями, акцентированы по фасаду различными деталями: на 1-м этаже – арочными проемами с каннелюрованными пилястрами по бокам и профилированными архивольтами (бывшие дверные проемы); на 2-м этаже – тройными прямоугольными окнами с треугольными фронтонами, декорированными поясами сухариков. Башни над боковыми частями здания с имитацией под черепицу завершены металлическими коваными флюгерами, с цифрами «1910». Карнизы башен с акантами выполнены в технике штамповки. На восточном фасаде – овальные слуховые окна-люкарны в наличниках барочной формы.
20 декабря 1909 г. (по старому стилю) на первом этаже этого здания распахнул двери новый электротеатр “Люкс” (владелица – мещанка Дарья Евстигнеевна Соболева). Цена билетов в зависимости от места колебалась от 9 до 50 коп. Программа менялась два раза в неделю и в большинстве случаев состояла из нескольких картин: комические, драмы, видовой и хроники (называемой тогда “пате-журналом”, “Гомоном”, который «всё видит, всё слышит, везде бывает»). Согласно различным налоговым документам, в кинотеатре «Люкс» в год продавалось более 82 тысяч билетов. Кинотеатр «Люкс» просуществовал, по меньшей мере, до 1917 г. Сведений о демонстрации фильмов в этом помещении в 1918-1919 г. не удалось найти. А после завершения гражданской войны в этом здании разместились сотрудники Окружного союза потребительских обществ.
Осенью 1957 года в здании по ул. Кирова, 112 вновь открылся кинотеатр, но уже под названием «Знамя». При этом, не простой кинотеатр, а специализирующийся, в основном, на показе хроникально-документальных фильмов.
Кинотеатр им. А.С. Пушкина был построен в Челябинске в 1937 г. по проекту института “Союзкинопроект” (арх. Я. Корнфельд, Т. Заикин; привязка к местности архитекторов В. Я. Гофрата, К. Д. Евтеева; оформление интерьеров архитекторов В. Бирюкова, Б. Петуниной; производитель работ А. Мурашкин). Вместимость каждого из двух залов по проекту – 300 чел. Внешне кинотеатр похож на трактор. Двухэтажное с подвалом кирпичное оштукатуренное здание свободно поставлено на озеленённой площадке. В объемной композиции ясно выявлена структура внутреннего пространства. Построено на контрастном сопоставлении высокого 2-этажного объема и окружающего его по периметру 1-этажного, предназначенного для подсобных помещений. В западной части выделен закруглённый объем нижнего зрительного зала. Декоративное решение фасадов сдержанное, в стилистике постконструктивизма. Композиция интерьеров решена по анфиладному принципу. На 1-м этаже – вестибюль, 2-светное фойе с эстрадой и зрительный зал; на 2-м этаже – фойе и зрительный зал с эстрадой, расположенной над вестибюлем. Проектом были предусмотрены на 1-м этаже 2 буфета, а на балконах – шахматная и оркестровая комнаты. Пространство фойе 1-го этажа перекрыто куполом, свод которого, украшен росписью, поддерживается 12 колоннами (первоначально кирпичными, оштукатуренными). Колоннами (первоначально деревянными, оштукатуренными) оформлен и верхний зрительный зал. Пол фойе 1-го этажа выложен мозаикой. В глубокой стенной нише перед входом в зал размещалась статуя Пушкина. Все интерьеры зрительной части здания декорированы лепниной. В 1997 здание кинотеатра было поставлено на государственную. охрану как памятник истории и культуры регионального значения. За время своего существования кинотеатр претерпел несколько реставраций и реконструкций: 1963–64, архитекторы Б. В. Петров, Т. М. Эрвальд; 1980, архитектор Е. Александров. Наиболее крупномасштабная реконструкция – в конце 1990-х гг. (архитектор Александров, соавторы А. И. Ваганов, Е. Бобкова). Значительно переработаны планировка и декор интерьеров. В нижней этаже размещены помещения театра “Манекен”: выполнены сцена и балкон в зрительном зале, по западной стороне – пристрой, в котором расположены артистические и подсобные комнаты; кассовый вестибюль переоборудован под гардероб; отреставрированы росписи в фойе; пол и колонны облицованы мрамором. В декоре интерьеров использовано каслинское литье; также из каслинского литья выполнены уличные торшеры и боковые светильники на здании. Верхний зал, где зрительские места после реконструкции размещены амфитеатром, сохранил первоначальное функциональное назначение. В результате кинотеатр с 2000 г. преобразован в комплекс «Театр плюс кино».
В 1950 году в Челябинске открылся кинотеатр «Родина». При его проектировании за основу был принят ранее выполненный конкурсный «Типовой проект кинотеатра на 500 мест» (архитектор Гонсиоровский Л.И., консультант профессор архитектуры Усейнов М.А., Азербайджан, 1945 г.). В Челябинске этот типовой проект перерабатывали для «кинотеатра на 500 мест в Сталинском районе» с градостроительной постановкой, корректировкой фасадов (в стиле неоклассицизма) и планов архитекторы Гофрат Владимир Яковлевич и Шпильберг (Проектно-изыскательский трест при Управлении по делам Архитектуры при СМ РСФСР «Челябгорпроект», 1949 г.). В 1951 году этот переработанный проект был удостоен премии Госстроя РСФСР в качестве лучшего реализованного проекта здания кинотеатра. Интерьер был богато декорирован лепниной по проекту и шаблонам арх. К. Ашихминой, В. Гофрата, В. Дановского, М. Мочаловой, Ф. Серебровского и др. Позднее в интерьере появились живописные росписи, не предусмотренные первоначальным проектом, – триптих “Родина” (1975, художник К. В. Фокин). В 1950-е годы это было единственное в Заречье культурное заведение, где в фойе играл оркестр народных инструментов. Люди выстраивались в многометровые очереди, чтобы попасть на премьеру нового фильма. Здесь в разные годы бывали Сергей Герасимов, Марина Ладынина, Алла Ларионова, Петр Глебов, Михаил Пуговкин, Олег Стриженов, Людмила Гурченко, Михаил Глузский, Олег Янковский... В 1980-е годы кинотеатр был единственным в области учреждением культуры, где впервые в Челябинске начали показывать стереофильмы. В 1989 г. в кинотеатре был выполнен большой объем реставрационных работ по восстановлению уникальной художественной лепки и колонн. После реконструкции в начале 1990-х гг. в кинотеатре 2 зала: кинозал на 390 и видеозал на 80 мест, большое фойе. 19 апреля 2010 года во время визита патриарха Кирилла в Челябинск будущий губернатор Челябинской области М. Юревич (на тот момент — мэр Челябинска) сообщил о том, что принято решение «в короткий срок освободить храм Александра Невского в центре города», где находится орган. Помещение бывшего кинотеатра «Родина» (обследовано специалистами фирмы «Hermann Eule Orgelbau» по чертежам) было названо неподходящим, однако не исключалось, что после всеобъемлющей реконструкции кинотеатра можно будет получить подходящий для органа зал. Основной идеей нового проекта реконструкции явилось приспособление здания бывшего кинотеатра «Родина» под размещение концертного зала камерной и органной музыки на 350 мест. В концертном зале установлен орган производства фирмы «Hermann Eule Orgelbau», Германия, год выпуска 1987 г. Проектом было предусмотрено возведение двух пристроев, реконструкция крыши по аналогу построения классических зданий и для обеспечения высоты зала — 12,9 м, увеличение объема зала в соответствии с требованиями акустических расчетов для органных залов, увеличение количества технических помещений. Заказчик объекта — ДЭЗ Калининского района, генеральный подрядчик и проектировщик — ООО «АльфаСтрой», архитектурные решения - ПК Головной проектный институт «Челябинскгражданпроект», конструктивные решения — ООО «Проектное управление ШтриХ». Главный инженер проекта — Румянцев Е.В.